Восточный скоростной диаметр: скандалы еще впереди

Ради строительства новой платной трассы только в Московском и Кировском районах у собственников изымут десятки земельных участков, под снос пойдут цеха «Электросилы» и штаб-квартира Росгвардии. Бизнесмены и военные не довольны, а вот в Невском районе ситуация совсем другая – здесь волнуются жители.

 

Проект планировки территории, по которой пройдет первая очередь Восточного скоростного диаметра (ВСД), был представлен 5 сентября на общественных слушаниях в КДЦ «Московский». Обычно мероприятия такого рода проходят шумно, порой даже скандально. Но в этот раз, несмотря на то что зал был почти полным, обошлось без гневных речей различного рода активистов, в штыки встречающих любую планируемую стройку рядом с их домами. Объясняется это довольно просто: жилые дома из-за строительства трассы сносить не будут и эстакад над головами жителей (как на Канонерском острове) тоже не появится. Так что и протестовать, выходит, смысла нет. Поэтому в зале в основном сидели представители бизнеса, интересы которого будущая стройка как раз затронет очень сильно.

Новые связи

Слушания начались со вступительного слова представителя генпроектировщика. Главный инженер проекта отдела градостроительного проектирования ЗАО «Институт «Трансэкопроект» Сергей Авессаломов делал акцент на том, что новая магистраль кардинально изменит транспортную обстановку в историческом центре и южных районах Петербурга.

Во-первых, разгрузит мосты Володарский и Александра Невского, Октябрьскую набережную и проспект Обуховской Обороны, а также Лиговский, Невский и Московский проспекты. Во-вторых, напрямую свяжет Московский, Фрунзенский и Невский районы города, которые разделены не только Невой, но и двумя железнодорожными ветками. В-третьих, разрядится обстановка на самом напряженном участке КАД в районе Вантового моста. Наконец, когда построят третий участок ВСД до Мурманского шоссе, появится дополнительный выезд из Петербурга в область. После этого докладчик перешел к презентации первой очереди проекта – от ЗСД до Витебского проспекта с устройством развязки. Как упомянул Сергей Авессаломов, заодно сам проспект спрямят и расширят. Съезды с ВСД появятся также на перспективное продолжение Новоизмайловского проспекта. 70% трассы пройдет по виадукам и почти на всем своем протяжении – вдоль линии отвода окружной железной дороги, используемой сейчас только для грузовых перевозок. «Это такое европейское решение», – не без гордости подчеркнул докладчик.

Высоко не взлетит

На этом рутинная часть слушаний завершилась, и участникам предложили высказываться.

Беспокоиться представителям различных организаций было от чего: под государственные нужды у собственников планируется изъять 65 участков (еще 36 и так находятся в госсобственности) вместе со зданиями складского и промышленного назначения. Среди них есть и знаковые объекты. Например, один из наиболее крупных цехов «Электросилы» на четной стороне Московского проспекта. Пустить автомобильные потоки над собственностью ПАО «Силовые машины» не получится – КГИОП не разрешил повысить предельно разрешенную высоту конструкций по вполне очевидным соображениям эстетического характера. Все это вызвало большое недовольство представителей концерна.

«Нам придется сносить часть корпуса, перестраивать его. И к тому же останавливать производство. А это, между прочим, оборонзаказ», - посетовала одна из топ-менеджеров, присутствовавшая в зале. На это генеральный директор «Трансэкопроекта» Наталья Минина возразила, что магистраль фигурировала еще в Генплане Ленинграда 1966 года и имеется в действующем Генплане Петербурга.

А собственникам, разумеется, полагаются компенсации за отчужденное имущество, однако этот вопрос относится уже к компетенции Смольного, с коим и придется договариваться. Примерно такой же ответ получил и представитель Росгвардии, которая квартируется в шестиэтажном доме на Варшавской улице. Не помог даже немного пафосный спич о важности борьбы с терроризмом: организации придется переезжать в другое здание, а нынешнее пойдет под снос целиком. Та же судьба, увы, ожидает довольно симпатичный торгово-офисный центр на Московском проспекте, 135, который принадлежит ЗАО «Сбербанк Лизинг». Он, кстати, был перестроен из дореволюционного здания. Ну, а более всех не повезло российской дочке немецкого концерна Liebherr (производит различную строительную технику, в том числе башенные краны), которая только в нынешнем году приобрела в связи с расширением производства участок на Витебском проспекте – аккурат в районе будущей развязки.

У соседей сложнее

Еще раз повторимся, что проблемы в Московском районе, наверняка, сведутся к спорам о размерах компенсаций хозяйствующим субъектам, а вот в Невском ситуация другая. Здесь слушания, проходившие в то же самое время, не обошлись без бурного негодования местных жителей. Им не понравилась идея строительства моста в створе улиц Фаянсовой и Зольной. Во-первых, из-за перспективы потерять парк 30-летия Октября (в этой части города зеленых зон вообще немного), а во-вторых, из-за шума, который будут издавать потоки автомобилей.

Кроме того, эстакада должна пройти всего в нескольких десятках метров от действующей школы и детского сада. Более уместным, с точки зрения собравшихся, будет прокладка тоннеля вместо моста. Хотя этот вариант очевидно дороже. В любом случае, городские власти окончательного решения по этому поводу еще не приняли. А времени остается, кстати, не так уж и много. Первую очередь ВСД должны спроектировать к декабрю, а строительство может стартовать уже в будущем году.

Справка БН

Длина платной дороги составит 22 км, из которых 14 км пройдет по территории Петербурга, остальные - по Ленинградской области.

Ширина – шесть полос, в черте города (по три в каждую сторону) и четыре – в Ленобласти.

Предусмотрено 10 развязок (семь из них – в Петербурге).

Трасса начнется от развязки с ЗСД в районе платформы «Броневая», пересечет Митрофаньевское шоссе, Московский проспект, Витебский проспект (с устройством развязки), пройдет мимо станции метро «Волковская», пересечет перспективное продолжение Софийской улицы, улицу Седова, пройдет над или под Невой, затем вдоль Гранитной улицы до Ладожского вокзала, оттуда к КАД и затем до трассы «Кола» (Мурманское шоссе).

Предварительная стоимость проекта – 160 млрд руб.

Смотрите оригинал материала на БН