Гендиректор "ЭкспоФорум-Интернэшнл" Сергей Воронков: ПМЭФ-2021 будет полнокровным!

Одним из главных символов того, что ковидная эпоха близится к завершению, наравне со стартом вакцинации, стал анонс проведения ПМЭФ-2021. О том, как пережили локдаун организаторы выставок и конгрессов, когда event-индустрия сможет вернуться к прежним показателям и сильно ли изменит человеческое общение "гибридный" формат больших мероприятий, "ДП" поговорил с генеральным директором компании "ЭкспоФорум-Интернэшнл", президентом Российского союза выставок и Ярмарок Сергеем Воронковым.

Сергей Георгиевич, как бы вы охарактеризовали 2020 год для вашей отрасли: катастрофа или временные трудности?

— Очевидно, что катастрофа. Практически полгода действовал прямой запрет на осуществление деятельности. И очень неравномерно эта деятельность восстанавливалась. В Петербурге она началась одной из первых в стране. Потом Московская область, Москва. Эти три субъекта — больше 80% всего рынка. По остальным отрабатывали буквально в точечном режиме. Цифры говорят сами за себя: у 70% компаний убытки. Думаю, что процентов 20 компаний уйдёт с рынка совсем. Конечно, не площадки, а операторы и организаторы. Мы этот процесс уже видим.

Катастрофа произошла ещё и по той причине, что ограничения на авиасообщения, на въезд в страну, на туристическую деятельность — они все автоматически распространяются на нас. В этой точке всё сходится. Не могут прилететь участники и посетители, соответственно сам организатор, даже если деятельность уже разрешена, говорит: нет, смысла, я отменяю.

И во что это выливается?

— По итогам 2020 года, наверное, падение в общем объёме денег (это касается отменённых или перенесённых мероприятий, уменьшений масштаба состоявшихся) составит — от 20 до 60 процентов в сравнении с 2019-м. В 2021 году, я думаю, падение будет от 20 до 50 процентов. "Экспофорум" у себя в бюджете закладывал по 2021 году падение в 30-40 процентов. Так что масштабы очень серьёзные. Учитывая, что у компаний-организаторов и операторов основные затраты приходятся на зарплату сотрудников и офис, выходить из кризиса будет очень сложно.

20% компаний, которые уйдут с рынка — это в основном мелкие операторы? Или есть кто-то из крупных, заметных?

— Закономерность кризиса: мелкие мельчают, крупные укрупняются. По-настоящему крупных компаний-организаторов в России всего 5–7. Это те, кто проводит выставки в двух и более городах или странах. Кроме того, есть площадки — это материальный ресурс. Может разориться компания, но площадка останется. Поэтому в основном, конечно, разоряются мелкие и средние компании, для которых потеря одного-двух мероприятий смерти подобна. Есть те, кто в принципе живёт на одном крупном мероприятии. Соответственно, если оно перенеслось, а на следующий год просело наполовину... К тому же до 30% участников требовали возврата денег даже при переносе, а не отмене. Получается очень сложная ситуация. В авиационной отрасли правительство приняло решение ваучеры выдавать. В сфере культуры придумали какие-то механизмы для возврата билетов. Для туризма кешбэк сработал как поддержка поездок. А у нас никто ничего такого не запускал. Вот и получается, что авансы у тебя забрали, мероприятие перенеслось. Ты должен как-то прожить пустой год, а потом, практически, ещё раз полностью вложиться в проведение. Я уже не говорю о затратах на соблюдение мер безопасности.

Далее читайте на сайте Деловой Петербург